Записаться на курсы
 


Беседа 3. Как обучаться риторике


Фонд Русская Берёза


СЛОВЕСНОСТЬ - 1. Совокупность словесных произведений (текстов) речевой культуры. 2. Дар слова, способность человека выражать мысли и чувства в слове. 3. Наука о Слове, или совокупность «словесных наук», аналог филологии. 4. Искусство слова, словесное творчество.

Впервые научно обоснованное употребление термина словесность обнаруживается в Словаре Академии Российской 1789-1793 гг., где оно означает «знание, касающееся до словесных наук» и «способность говорить, выражать» (Т. V, с. 536). В дальнейшем авторы первой половины XIX века осмысляют словесность не только как «способность выражать мысли словами» (А.С.Никольский), но прежде всего как совокупность «словесных наук». Термин был столь удачно на йден, что очень скоро стал обобщающим термином для всех существовавших теорий и самого словесного творчества.

Научное формирование предмета словесности связано с реорганизацией филологического знания в России начала XIX столетия, когда русская словесность приобрела черты последовательной теории в учебниках словесности и риторики Я.В.Толмачева, А.Ф.Мерзлякова, Н.И.Греча, Н.Ф.Кошанского, И.И.Давыдова, В.В.Плаксина, К.П.Зеленецкого и мн. др. С. понимается не только как «природная способность человека изъяснять мысли и чувствования голосом» (Я.В.Толмачев, 1815 г.), или как «дар слова, которым Творец наградил свое любимое создание – человека» (Н.Ф.Кошанский, 1829 г.), но понимание словесности расширяется до совокупности всех текстов речевой культуры, поэтому в русских учебниках описывались все существующие роды, виды и жанры текстов словесности.

Во второй половине XIX века после удаления из системы преподавания риторики С. стала пониматься только как «изящная» словесность», т.е. по преимуществу произведения художественной литературы и её корифеи объявлялись «классиками» словесности и изучались в школе. Однако до Октябрьской революции С. оставалась главным предметом изучения в школе, с 20-х годов ХХ столетия С. исключается из состава преподавания.

Современной публицистической или научно-популярной литературе свойственно скорее ненаучное употребление слова С., когда под ним подразумеваются либо совокупность школьных курсов русского языка и литературы, либо писательство как художественное творчество.

В современной филологической лите­ратуре термин словесность только начинает восстанавливаться и получать четкое научное описание. Наиболее обстоятельно и обоснованно использует его Ю.В.Рождественский, не только возрождая его из исторического небытия, но и придавая ему научно-терминологический смысл: «Отдельное высказывание в филологии называется произве­дением словесности (выде­лено автором — В. А.), а вся совокуп­ность произведений словесности — словесностью. Словесность, или языко­вые тексты,— предмет филологии. За­дачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словес­ности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо обо­зреть весь массив произведений словес­ности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений" (Рождественский, 1990: 112).

Классификация произведений словесности современного информационного общества включает следующие её роды и виды: 1) устная словесность: а) дописьменная (диалог, молва, фольклор); б) литературная (ораторика, гомилетика, сценическая речь); 2) письмен­ная словесность (при возможности писать чем-угодно на чём угодно выделяется наиболее удобный вид – палеография, включающая: письма, документы, сочинения); 3) печатная словесность, или литература (научная, художественная, журнальная); 4) массовая коммуникация (массовая информация в виде радио, телевидения, прессы, кино; реклама и информа­тика).

В современной науке термин словесность предполагает следующее понимание:

  1. В соответствии с этимологией термина С. - способность человека выражать мысли и чувства в слове. Поэтому словесность - природный дар человека, которым он отличен от других одушевленных созданий. Владение словом показывает в человеке божественное начало, отражая в нем образ Божий.

  2. Словесность — это совокуп­ность словесных произ­ведений. Можно говорить о словес­ности какого-либо народа, например, русской словесности. Именно филологи-словесники ставят вопросы о классификации и отборе наиболее ценных и культурно значимых текстов.

  3. Словесность осмысляет­ся также как искусство создания сло­весных произведений, которое предполагает постиже­ние законов словесного творчества, обучение правилам создания словесных произведений и применение их в творческой деятельности.

  4. Классический термин словесность был для русских ученых первой половины XIX века аналогом термина филология, поскольку само слово имело логосическую, мироустраивающую функцию. Поэтому словесность и определялась либо как совокупность «словесных наук», либо как «наука о Слове».

  5. Современная словесность как наука занима­ется прежде всего изучением существующих словес­ных произведений. Задача современной теории словесности — классификация и изучение специфики родов, видов и жанров словесности, отбор и изучение образцов словесного творчества.

  6. Курс истории русской словесности (не литературы!) необходимо восстановить и расширить, предусматривая изучение не только литературной беллетристики, но Священного Писания как главного кульутурообразующего текста, разных жанров письменности, образцов деловой, учебной и научной литературы, ораторской прозы, реконструкции бытовой речи и т.д.

Восстанавливаемый термин С. не вступает в противоречие с традиционной филологической терми­нологией. При всей близости С. к таким наукам о речи, как рито­рика и стилистика, С. более относится к изучению текстов словесных произведений, их классификации и отбору, а риторика — к построению оптимальной, эффективной речи.

Лит: Альбеткова Р.И. Русская словесность: от слова к словесности. Учеб. Для 7 класса общеобразоват. Учреждений. М., 2000; АннушкинВ.И, Костомаров В.Г..Русская словесность как наука и школьная дисциплина // Смирновский П.Г. История русской словесности. Теория словесности. Спб., 1913. Репринтное издание. М., 2009. С. IX-XX.; АннушкинВ.И. Риторика. Вводный курс. 3-е изд, испр. – М., 2008; Он же. История русской риторики. Хрестоматия. 2-е изд. – М., 2002; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2000; Граудина Л.К. Русская риторика. М., 2001; Матвеева Т.В. Словесность // Учебный словарь: культура речи, стилистика, риторика. М., Флинта: Наука, 2003. С. 310-311; Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990; Он же. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.

В.И.Аннушкин


Дискуссионный клуб
1 декабря
(начало 19:00)
Все преподаватели
Риторика – ораторское мастерство – деловое общение
22, 24, 29 ноября и 6 декабря
(Вторник, Четверг 19:00-22:00 )
Аннушкин В.И., Меньшенина С.В., Хасин А.С.
Субботняя школа риторики
Идет набор
(по субботам 11:00-17:00)
Меньшенина С.В., Хасин А.С.
Школьная риторика
Идёт набор

Меньшенина С.В.
Индивидуальный курс «Риторика – ораторское мастерство – культура общения»
Идет набор
Индивидуальный график
Аннушкин В.И., Меньшенина С.В., Хасин А.С.
 
Лучше бедный, ходящий в непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.
Из «Книги притчей Соломоновых» (глава 19, стих 1)
Милосердие Фонд Русская Берёза
Все права защищены Златоуст 2007-2017, Москва