Записаться на курсы
 


Беседа 1. О риторике и красноречии


Фонд Русская Берёза


Выступление на Международной научно-практической конференции

«РУССКИЙ МИР И РУССКОЕ СЛОВО В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Стамбул, Турция, Фатих университет, 25-27.05.2011


Проблема формирования коммуникативной культуры в современном обществе.

В статье речь идет о проблеме лингвориторической подготовки представителей разных «речевых» профессий, о методике преподавания риторики и культуры речи. Тренинг является наиболее эффективной формой обучения коммуникативным навыкам.

The article concerns the issues of linguistic and rhetoric training for the linguistic professionals and educational methods for rhetoric and cultural speech.

Training is the most effective mode of study for the communication skills teaching.



Мы живем в эпоху активной коммуникации и бурного развития всех ее видов и форм. Это предъявляет высокие требования к коммуникативной культуре современного человека, что включает в себя умение владеть словом, знание законов и правил речевого поведения.

Риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, цель которых формирование и воспитание эффективной и грамотной речи всех участников общения. Современное информационное общество требует от человека высокого уровня коммуникативной культуры, повышает мотивацию к совершенствованию речевой культуры человека. Интерес к изучению риторики во многом объясняется тем, что вопросы практического владения речью в новом информационном обществе вышли едва ли не на первый план.

Речевая и риторическая грамотность необходимы в первую очередь людям так называемых «речевых» профессий, для которых коммуникативные умения и навыки – основной инструмент их деятельности. Однако в политической коммуникации, в средствах массовой информации, в школе мы часто наблюдаем довольно низкую культуру речи, видим примеры неэффективности публичного выступления. Особенно тревожит то, что речь педагога на сегодняшний день не является идеальной, а ведь именно учитель (тогда когда разрушен институт дикторов, речь которых всегда была образцом для подражания) должен давать пример речевого поведения, тем самым воспитывать будущего журналиста, политика, юриста, менеджера.

Представители «речевых» профессий не обладают достаточными знаниями в области культуры речи и риторики, что проявляется в частом нарушении норм речевой культуры и этики, в неумении выстраивать свое речевое поведение в соответствии в речевой ситуацией: создать текст заданной целевой установки и представить его слушателям, при этом грамотно вести себя в аудитории, использовать все возможности техники речи, невербального поведения и т.д. Подтверждает эти выводы и наш опыт проведения коммуникативных тренингов в риторическом центре «Златоуст» в институте русского языка им. А.С. Пушкина. Это, в свою очередь, объясняется отсутствием на протяжении ряда десятилетий в школьном образовании и в профессиональной подготовке студентов таких предметов, как «Культура речи», «Риторика», задача которых - обучение грамотной речи, ораторскому мастерству, столь необходимому человеку, независимо от его будущей сферы деятельности. В школе и в настоящее время обучение русскому языку сводится лишь к усвоению свода правил грамматики. В отличие от такого подхода, зарубежное образование всегда было ориентировано на изучение языка в его живом функционировании.

Сегодня риторика как наука, переживая свое возрождение в России, приобретает новое значение. После почти векового забвения и длительного перерыва в традиции исследования и преподавания она включена в школьное образование как отдельная учебная дисциплина и введена в учебные программы некоторых российских вузов, являясь важным компонентом профессиональной подготовки студентов. Возрождение риторики связано с социальным заказом и является следствием новых политических, экономических, социальных процессов, таких, как демократизация, развитие рыночных отношений, гуманизация, гуманитаризация общества.

Так, при существующей речевой ситуации и требованиях современной жизни чрезвычайно важной становится проблема преподавания коммуникативных дисциплин – риторики и культуры речи. В настоящее время идет активная исследовательская работа в области теории риторики. Помимо проблем теоретического характера, актуальными становятся вопросы, связанные с формами и методикой преподавания этой востребованной на сегодняшний день дисциплины.

Традиционное обучение речевым предметам (мы имеем в виду лекционные, семинарские занятия) является, на наш взгляд, недостаточно эффективным, когда речь идет о необходимости усиления их коммуникативной направленности. Риторика – наука практическая, следовательно, риторическое образование возможно лишь в конкретной речевой практике: через систему упражнений, творческих заданий, публичных выступлений и их анализа. Регулярная работа, связанная с обучением риторическому мастерству, позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективной формой риторического образования является тренинг.

Тренинг (англ. training) – специальный тренировочный режим, систематические упражнения в чем-то, подготовка себя путем специальных приемов соответственно поставленной цели. Такая форма работы позволяет обучающимся получить практические навыки в риторике как искусстве речевого мастерства. По мнению разработчика тренинговой формы Курта Левина, легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности. Кроме того, на личностное саморазвитие человека большое влияние оказывает то, как воспринимают его другие люди (Левин 2000: 54).

Важной особенностью этой формы является то, что обучение проходит в интерактивном режиме, при котором усвоение знаний и закрепление умений и навыков происходит намного быстрее, чем при любой другой форме обучения. Этому способствует такой прием, как расположение участников тренинга в кругу, который облегчает общение как с преподавателем, так и друг с другом, способствует доверительной обстановке. Тренинг отличается непродолжительностью (как правило, это 2-ухдневный тренинг по 6-8 часов каждый), однако за счет глубокого и длительного погружения в проблему, активных форм работы каждого участника тренинга удается достичь значительного результата. Проявляется это в получении суммы знаний, необходимых для грамотного поведения оратора перед аудиторией и создания речи, освобождения от «ораторской лихорадки», в том, что включается контроль над собственным речевым поведением и поведением других.

Сегодня предлагается огромное количество коммуникативных тренингов, которые нацеливают участников на обучение различного рода манипулятивным технологиям. Само отношение к риторике как технологии вульгаризирует ее понятие и сущность. Обучение риторике сводится к определенному своду правил, как управлять аудиторией, как добиваться поставленной цели, причем далеко не всегда эта цель сопряжена с понятием этоса, который всегда считался и считается краеугольным камнем этой дисциплины. Если предлагаемые технологии не сопроводить нравственными установками, можно породить опасное явление – безответственное отношение к слову. Кроме того, подобные тренинги часто проводят психологи, представители актерской профессии, включающие в работу психологические, сценические методики, которые направлены на отработку формальных методов и приемов в публичном выступлении. При этом происходит подмена коммуникативных навыков умением расслабиться, разрядить обстановку, сыграть роль. Умения создать речь остаются за пределами обучения, тогда как риторика – наука о хорошей и убедительной речи – именно содержательная речь, насыщенная смыслом, должна быть на первом плане в обучении риторическому мастерству. А это, в свою очередь, требует от преподавателя-тренера глубокой филологической подготовки.

Так называемый тренировочный режим отнюдь не исключает необходимости и важности теоретических знаний, накопленных этой наукой: понятия риторского намерения, или целевой установки, правил подготовки и написания текста публичного монолога, знаний законов композиции, речеоформления устного выступления, требований к поведению оратора в процессе представления речи и т.д.

Тренинг позволяет закрепить полученные знания в собственной риторической практике, которая формирует образ ритора.

Определим ряд условий, соблюдение которых делает эффективным риторическое образование. Это, прежде всего, участие в тренинге всех без исключения, а следовательно, выполнение всеми предложенных преподавателем заданий и упражнений. То есть в тренинге не должно быть просто наблюдающих и слушающих – все включены в активную речевую практику. Важное условие продуктивной работы – доброжелательность и искренность в подходе к анализу речевого поведения, в частности публичного выступления участников тренинга. Это требование является очень важным, поскольку большая часть выступающих перед аудиторией не умеет справляться с «ораторской лихорадкой» и резкие замечания и некорректная критика лишь закрепят чувство страха перед публичным выступлением. Поскольку тренинг ограничен во времени, то необходимым условием в работе становится лаконизм и ясность высказываний со строгим соблюдением регламента при анализе выступления.

В методике преподавания тренеру важно создать рабочую и в то же время доверительную и непринужденную обстановку. Сама природа тренинга обеспечивает практическую направленность, при которой две трети времени отводится на закрепление знаний и отработку практических навыков. Кроме того, важна корректировка теоретического содержания и практических заданий в зависимости от запросов, профессий, личностных особенностей участников тренинга (контингент обучающихся охватывает самый широкий круг профессий: это бизнесмены, политики, педагоги, юристы, врачи, экономисты, менеджеры, студенты). На тренинге становится обязательным анализ выполняемых упражнений, составленных и представленных аудитории речей каждым участником с рекомендациями и советами по улучшению его риторического образа.

Многолетний опыт проведения коммуникативных тренингов позволяет определить оптимальный круг вопросов как теоретического, так и практического характера, которые, на наш взгляд, являются обязательными в обучении культуре речи и риторическому мастерству. Перечислим основные разделы тренинга.

1. Техника речи. Тренировка основных параметров техники речи: фонационного дыхания, дикции, интонации, темпа, тембра речи, паузирования. Это обязательный фрагмент тренинга, где отрабатывается эффективность звучащего слова. Игровой характер упражнений по технике речи порождает серьезные трудности на этом этапе работы, которые связаны с неумением раскрепощаться, ломать стереотипы, моделировать ситуации.

2. Культура речи. В этот раздел входят упражнения по орфоэпической, акцентологической, грамматической, лексической нормам русского литературного языка. Это позволяет участникам тренинга акцентировать внимание на собственных речевых ошибках и трудностях, заставляет их обратиться к нормативным словарям и справочникам русского литературного языка.

3. Общие сведения о риторике, ее фундаментальных понятиях, основных законах и принципах речевого поведения. Надо отметить, что пришедшие на обучение плохо представляют себе, что такое риторика, имея лишь самое общее представление о коммуникативном тренинге. Первое, что участники занятия открывают для себя, - это то, что риторика – наука, что за 2, 5 тысячи лет она, обогатившись знаниями современных смежных дисциплин, накопила огромный объем сведений об эффективном общении, которые необходимы каждому образованному человеку. В итоге занятий происходит очень важное - изменение взглядов как на собственное речевое поведение, так и на речь окружающих, понимание механизма воздействия словом на слушателей, способность анализировать речь свою и чужую.

4. Ораторика. Целевые установки речи. Правила построения и представления речей, различных по риторскому намерению. Это основной раздел тренинга, в котором теоретическое знание находит продолжение в обязательной для всех речевой практике.

5. Риторика диалога. Правила цивилизованного спора отрабатываются в различных упражнениях и при составлении текстов проблемного характера.

Таким образом, образовательная деятельность с самым различным составом обучающихся: возрастным, профессиональным, культурным, гендерным – позволяет сделать вывод о высокой потребности знаний и конкретной практики по культуре речи и риторике. В процессе коммуникативной подготовки тренинг является одной из эффективных форм обучения людей, так как позволяет наиболее полно включать человека в речевую деятельность.

С.В. Меньшенина (Москва, Россия)




Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   

Дискуссионный клуб
1 декабря
(начало 19:00)
Все преподаватели
Риторика – ораторское мастерство – деловое общение
22, 24, 29 ноября и 6 декабря
(Вторник, Четверг 19:00-22:00 )
Аннушкин В.И., Меньшенина С.В., Хасин А.С.
Субботняя школа риторики
Идет набор
(по субботам 11:00-17:00)
Меньшенина С.В., Хасин А.С.
Школьная риторика
Идёт набор

Меньшенина С.В.
Индивидуальный курс «Риторика – ораторское мастерство – культура общения»
Идет набор
Индивидуальный график
Аннушкин В.И., Меньшенина С.В., Хасин А.С.
 
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
1 Коринфянам 13:1
Милосердие Фонд Русская Берёза
Все права защищены Златоуст 2007-2017, Москва