Записаться на курсы
 


"Учимся говорить правильно и красиво" (фрагмент телепередачи)


Фонд Русская Берёза


Владимир Иванович Аннушкин

(интервью в преддверии учебного года с руководителем Риторического центра «Златоуст»

Владимиром Ивановичем Аннушкиным)

Чтобы показать всем, кто заинтересованно зашел на наш сайт, что такое риторика и в чем специфика преподавания именно в нашем Центре, предлагаем Вашему вниманию интервью с научным руководителем и ведущим преподавателем «Златоуста» - профессором Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина В.И.Аннушкиным. Интервью берёт студентка нашего Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Марина Феоктистова (впрочем, многие наши студенты – «деловые», работающие люди, поэтому и данное интервью, надеемся удовлетворит интерес к риторике тех, кто профессионально заинтересован в поиске подходящих курсов).

- Владимир Иванович, у тех, кто впервые зашёл на наш сайт вопросов много: что такое риторика? Как учиться? Почему «Златоуст»? Какие условия?

- Риторика – наука и искусство убедительной и эффективной речи. Через слово организуется вся человеческая жизнь, ибо слово- инструмент управления обществом и общественными процессами. В слове проявлен весь человек - «скажи мне слово, и я скажу, кто ты»... Вот и решайте, нужна вам риторика или нет, если все беды человека от его языка, а мал язык – горами ворочает.
Судя по тому, что творится в Интернете с курсами ораторского искусства, различными тренингами публичных выступлений, в нашем деловом сообществе настоящий риторический бум. Поскольку мы с коллегами по Риторической ассоциации России преподаваем риторику почти тридцать лет (именно это обстоятельство позволяет нам чувствовать себя вечно молодыми), могу сказать,что интерес к риторике возник не сегодня, а, по крайней мере, инициирован трудами наших университетских учителей – Юрия Владимировича Рождественского и других, которые в 70-е годы начали восстанавливать риторику, изучая мировой и отечественный опыт, преподавая риторику как в МГУ им. М.В.Ломоносова, так и деловому сообществу – от Государственной Думы и Академии народного хозяйства до средних школ.
 

- Как учиться риторике? Какие принципы положить в основу?


- На фоне обещаний легкого успеха, которыми переполнены всякие рекламные призывы, хочется напомнить, что риторике обучаются уже две с половиной тысячи лет – и с этим опытом нельзя не считаться, если вы, конечно, хотите серьёзно чему-то научиться, а не просто узнать два-три нехитрых приёмчика для развлечения публики. Но учиться будем бодро и энергично, и я бы назвал два принципа, по которым, как я чувствую, мы ведём наше преподавание: серьёзность и занимательность.

Почему серьёзность? Потому что учёба, образование – это труд. Если трудиться интересно, если слушатель каждый раз с удивлением узнаёт что-то новое, рождается рациональная эмоция - высший тип чувствования, которым сопровождается радость познания. Если учиться серьезно, то юмор, доброжелательность и взаимопонимание рождаются сами собой… Но не наоборот: сегодня многие тренинги ставят задачу развлечь аудиторию, думая «легкостью» привлечь клиента. Мы ставим задачу увлечь, а не развлечь, увлечь же можно только пользой, разнообразным знанием, постановкой серьезных жизненных и профессиональных проблем, богатством форм работы – тогда появляется занимательность как увлеченность и полная погруженность в учебу.

- Чему может научиться деловой человек-нефилолог за короткий срок курса?

- Мы учимся всю жизнь. За 12 занятий или же за 8, а иногда и за 4 субботних встречи человек может получить общее направление ума, вдохновиться сердечно и освоить базовые принципы формирования эффективной мысли и успешной речи. Мы не обещаем скорого успеха, где бы не проходил тренинг измениться на сто процентов не удасться, но вдохновиться тем, что Вы получаете базовое словесное образование, которое ляжет в основу Ваших дальнейших действий- и составляет суть курса. Вы услышите важнейшие рекомендации по тому, как вести диалог, как выступать публично, как организовывать общение в разных сферах жизни.

- Всякий ли может научиться риторике? Что делать, если таланта нет?

- Отвечаю сначала на первый вопрос: уверен, что научиться можно, потому что учение и труд всё перетрут – это первое. Но второе – надо знать, как учиться. Здесь есть несколько классических советов: 1) овладевай наукой, изучай законы и правила риторики, постигай советы и рекомендации, пытайся всё это применить в своей реальной практической деятельности, иначе говоря, прояви волю к творчеству; 2) учись практически, пиши (ибо перо – «наилучший наставник красноречия»), говори, общайся, упражняйся и реально практикуйся в речи, занимая активную позицию – такая позиция всегда предполагает действие словом; 3) формируй свой личный мыслеречевой стиль, который состоит вовсе не в многословии, а в уместном и тактичном речевом поведении.

Теперь о таланте: талант есть у каждого, верьте в это! Надо только раскрыть его, развить.У каждого человека он свой – и в зависимости от своего таланта мы и идём: один – в политики, другой – в артисты, третий – в юристы и у каждого своя «речевая работа». Речевой талант, как и способности к коммуникабельности у всех разные, и здесь нельзя наступить на горло собственной песне: бывает, человек не выдерживает слишком больших речевых нагрузок, а другой, напротив, ищет самую гущу людей и не может жить без постоянного общения. Но каждый должен учиться владеть речью, не болтать, а учиться хорошо мыслить и говорить уместные речи. Тогда само молчание будет красноречиво, а всякое сказанное слово попадёт в самую точку – это и есть истинное красноречие.


-Как Вы относитесь к официализации обращений к преподавателям на некоторых курсах как к коучам,тренерам?

Не считаю нужным использовать модные иностранные аналоги там, где есть именования-культурные прецеденты: преподаватель, учитель.


- Что бывает результатом обучения на курсах риторики?

- Достижение уверенности в себе, которая приходит не как нахальство и досужая раскованность, а как овладение мыслями и знаниями (это основа подготовки речи) и реализация мысли в слове. Для этого требуется энергетический настрой, некая подпитка, которую наши слушатели (я просто это вижу на каждом занятии) получают как от преподавателей, так и от общения друг с другом. Затем овладение собственно языком – ведь наш слушатель анализирует «хорошие», образцовые речи, у него расширяется словесный состав, он учится распространять фразы в фигурах речи, наконец, едва ли не главное для устной речи – он получает уверенность в произношении, владении своим голосом и техникой общения с аудиторией.

- Подводя итог, что же происходит с человеком в результате занятий риторикой?

- Меняется вся его психофизическая структура личности. Так, если человек говорит всем телом, то надо научить человека двигаться. Я часто вижу, как на курсы приходят взрослые сформировавшиеся, вполне успешные люди, но им очень мешает телесная скованность, которая не позволяет реализовать правильный ритм и темп речи, они не умеют держать паузу – а это главное, чтобы показать значительность вашей речи, потому речь и музыкально невыразительна, скучна.

Ссылки по теме:

О В.И. Аннушкине

______________________________
Дмитрий Соломатин, 13:19:21 11.05.2011
Здравствуйте. Я учился на факультете иностранных языков МГУ (выпуск 2001). Три года назад попал в аварию с неприятным последствием - перелом свода и основания черепа. И вот, вспоминая недавно образы из жизни юной, - удивился мысли, что из всех преподавателей моего курса Владимир Иванович Аннушкин запомнился мне ярче всех. Признаться, я мало что могу вспомнить из его лекций, но я благодарен ему хотя бы потому, что он вселил в меня желание, которое со временем не поблекло и даже не вытекло из моей надтреснутой головы. Желание быть таким же увлекательным рассказчиком и учителем. Умение располагать к себе людей. Желание уметь подбодрить пускай даже и неуспевающего человека. До сих пор помню, как в ответ на мои риторические кривляния, которые я годеливо-чванно из себя выдавливал по молодости, - он обнял меня и обратился ко всей аудитории с добрым напутственным итогом семинара. Спасибо. Хочу пожелать ему того, чего как-то раз он услышал, как мне кажется, от ребенка: чистого светлого неба над головой. и уже от себя: небесного света в душе. Будьте здоровы, Владимир Иванович!


Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   

Дискуссионный клуб
1 декабря
(начало 19:00)
Все преподаватели
Риторика – ораторское мастерство – деловое общение
22, 24, 29 ноября и 6 декабря
(Вторник, Четверг 19:00-22:00 )
Аннушкин В.И., Меньшенина С.В., Хасин А.С.
Субботняя школа риторики
Идет набор
(по субботам 11:00-17:00)
Меньшенина С.В., Хасин А.С.
Школьная риторика
Идёт набор

Меньшенина С.В.
Индивидуальный курс «Риторика – ораторское мастерство – культура общения»
Идет набор
Индивидуальный график
Аннушкин В.И., Меньшенина С.В., Хасин А.С.
 
Лучше бедный, ходящий в непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.
Из «Книги притчей Соломоновых» (глава 19, стих 1)
Милосердие Фонд Русская Берёза
Все права защищены Златоуст 2007-2017, Москва