Записаться на курсы
 


Беседа 4. Стиль ритора


Фонд Русская Берёза


Глава 7

Глава 8. Ораторское искусство.

§ 1. Что такое ораторика? Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами, героями и властителями дум.

Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Словом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, предпринимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, военачальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письменном Слове.

Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта. Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантом человека. Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чём он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определёнными видами речи.

Какую бы профессию вы ни выбрали в будущем, она будет связана с определёнными формами речи и текстами. Если вы захотите стать предпринимателем, вам придётся много писать деловых бумаг и вести деловые переговоры; если вы станете адвокатом, вам придётся писать документы, говорить с клиентами, выступать в суде; если вы будете заниматься политикой или социологией, вы тем более будете иметь обширные связи с людьми, а связь – это речевая коммуникация, активная речь. И чем успешнее будет ваша служебная карьера, тем более напряжёнными и сложными будут ваши речевые нагрузки. Например, директор предприятия потенциально связан речевыми отношениями с тысячами людей – и этим как раз трудна его работа.

А.П.Чехов писал: “Цветами” красноречия был усыпан путь ко всякой карьере…”*. Это значит, что всякое движение вперёд в интеллектуальной области требует яркой и своеобразной речи. Если эта роль объединяет многих людей, то она становится публичным монологом или ораторской речью.

§ 2. Требования к оратору. Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов” всегда оказывался временным, а история всё расставляла на свои места.

Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой “хорошими ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.

Вот почему следует ещё раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.

Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: “Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.

Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог “обидел способностями”? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определённых речевых способностей. Поэтому Ваша профессия и ощущение “удобства” связан не просто с интересами, а с определённой областью речей и текстов, которыми вам придётся заниматься.

Итак, второе требование – пойми, в чём твой речевой талант, и развей его.

Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). “Знание других наук” полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твёрдую позицию и отстаивает её. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.

При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и нек.др.

Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.

Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.

Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.

Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.

Ответственность – приуготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.

Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной. Качество решительности, как и другие свойства оратора, - не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.

Мы перечислили не все качества оратора, или ораторские нравы. Видимо, можно назвать ещё много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо, и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить всё лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.

Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, “маска”, которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе “нравится” ли человек?

В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.

Не зря слово “образ” имеет связь со словами “образец”, “образованность”. Связь со словом “образец” означает, что каждый оратор стремится к определённому идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создаёт новое: новые идеи, новый стиль в словах и всём образе поведения.

Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.

Теперь приложим всё сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:

а) политическое красноречие (политическая ораторика);

б) судебное красноречие (судебная ораторика);

в) духовное красноречие (церковная ораторика);

г) педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);

д) академическое красноречие (устная ораторика);

е) военное красноречие (военная ораторика).

В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.

§ 3. Политическая риторика. Политик – прежде всего оратор, думающий и говорящий, пишущий (иногда пишут спич-райтеры), занимающий определенную позицию и отстаивающий ее в словесных единоборствах. Иногда этот оратор молчит, потому что нет ничего значимее правильной паузы в риторике. “Вовремя сказать, вовремя и промолчать”, но нет политиков бессловесных, и умение владеть речью, рассчитывать свои мысли и слова, формировать через стиль своей речи стиль общественной жизни – качества настоящего политика-оратора.

Наше время скоропреходяще. Когда эта книга дойдет до читателя, кто знает, как изменятся мировые события? Мы обязаны иметь веру в собственный народ, в будущее, в тех людей, которым доверено руководство страной. Что же держит нас оптимистически в предвкушении политического будущего? Наше великое прошлое. Посмотрим, какими были лучшие политики-ораторы в истории России, но прежде скажем несколько слов о том, что такое политика. Вот как писал об этом Иван Ильин:

“Политика есть прежде всего служение, не карьера, не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия. … Истинное политическое служение имеет в виду весь народ в целом. Истинный политик не раскалывает людей и не натравливает их друг на друга, а напротив, стремится объединить их на том, что им обще. Значит, высказывая свои спорные мнения, политик утверждает органическую солидарность всех со всеми. Политика есть искусство объединять людей”.

Объединение людей – добавим от себя – возможно только через слово. Были ли такие объединители в русской истории? Несомненно. Все сложные моменты русской истории народ объединялся и восстанавливал жизнь, ведомый такими людьми. Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Петр Великий, Екатерина Вторая – какое бы значительное лицо мы ни взяли, каждый был незаурядной личностью и влиятельность его выражалась в слове, ораторском или писательском мастерстве, умении общаться с людьми и повести их за собой.

О молодом князе Александре Невском известно, что он был “высок ростом, красив собою”, а голос его, по выражению современников, “гремел перед народом как труба”. Значит, выступал на вече, призывая к объединению усилий и зовя на битвы.

Весь характер Петра Великого говорит о том, что преобразования давались молодому царю благодаря необыкновенной энергии, трудолюбию, готовности постоянно учиться, живости ума и изобретательности в мыслях и словах. Несомненно и то, что Петр был своеобразным и ярким оратором. Вся его деятельность описывается “речевыми” глаголами: издавал указы, командовал, руководил, много писал, общался с сотнями людей, сам участвовал во всех новообразованиях.

Как ритор Петр снискал себе славу остроумием и оригинальностью своих суждений. Вот после победы под Полтавой Петр созвал пир и велел пригласить на него пленных шведских военачальников. На пиру он предложил пить за здоровье учителей в военном искусстве. Шведы спрашивают: “Кто эти учителя?” Петр отвечал: “Вы, господа шведы”.

В 1697 году Петр выехал путешествовать в Европу в составе русского посольства, причем сам он был одним из членов свиты. Правда, хитрость молодого царя была разгадана и ему давали такую характеристику: “Царь высок ростом; у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большою живостию ума, ответы его быстры и верны.” Как это похоже на то, что пишет об истинном красноречии Цицерон: “…Для красноречия необходима особенного рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение обильным, запоминание – верным и прочным”.

То же самое можно сказать о Екатерине Второй. Поэт Державин, бывший ее статс-секретарем, отмечал, что императрица “особливо умела выигрывать сердца и ими управляла как хотела”. Как выигрывала? Искусством ловкого ведения диалога со своими царедворцами. Однако, по словам Державина, она “управляла государством и самим правосудием более по своим видам, нежели по святой правде.” Последнее и привело к тому, что, чувствуя искусство императрицы руководить своими подданными не всегда “по правде”, Державин разочаровался в службе и “охладел так его дух, что он почти ничего не мог написать горячим сердцем в похвалу императрицы.”

Значит, риторическое искусство управлять, осуществляемое словом, должно основываться на честности и нравственности. Возможно ли такое в политике? Может быть, это и есть основной вопрос для всякого политика. Не исключено, что не каждый политик ставит его перед собой, но если не поставить такой вопрос при жизни, то поставят потомки, которые скажут, жил ли этот человек только для частного собственного успеха или его общение с народом преследовало и цели общего благоденствия. Но это только тогда, когда политика – “не тщеславие, не карьера…”

К сожалению, история русского политического красноречия до сих пор не написана. В 1905 году была издана неплохая книга Попова, которая так и называлась “Политическое красноречие в России”. Закономерно, что книга появилась именно в момент рождения в России парламентской демократии. При отсутствии парламента возможностей для ведения политических дебатов в России не было. Насколько это плохо, вопрос спорный: в XIX веке Россия была монархическим государством, в котором власть осуществлялась царскими манифестами и указами, что, кстати, было вполне эффективно. Монарх – человек, благословленный на царствование Богом, и русский народ верил в правильность и жизнеспособность этой формы правления. Разве не русская монархия создала великое российское государство? Когда в 1812 году наступил час всенародного испытания, от имени царя издавались манифесты – образцы военного красноречия, звавшие народ на борьбу с французами, а затем эти манифесты направляли ход Отечественной войны 1812 года. Подписанные Александром Благословенным (на самом деле эти манифесты были написаны акаде6миком Александром Сергеевичем Шишковым, подлинным патриотом и любителем церковно-славянской старины), они стали образцами ораторских воззваний, звавших на борьбу с врагами и защиту Отечества.

Возникновение политического ораторства в России связывают обычно с созывом Первой Государственной Думы. Ее главные деятели были, как правило, и прекрасными ораторами. Таков Павел Милюков, которого Владимир Набоков называет “вообще одним из самых замечательных русских людей”. Милюков был “несравненным и находчивым полемистом, речи которого, не отличаясь красотой и отделкой формы, подкупали ясностью, логичностью, полнотой раскрытия содержания”. Образцом политического ораторства считался Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), глава правительства и организатор аграрной реформы в России. Столыпин произнес в Думе ряд блестящих речей, в которых разработал путь преобразований в России. Как честный политик и патриот своей Родины, он рассуждал о власти и ее роли в государственной жизни: “Власть не может считаться целью… Власть – это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка.”

В том, как, по мнению Столыпина, должен действовать политик, мы видим благородство и ответственность государственного руководителя, но, пожалуй, слишком мало воли и решительности. Речи Столыпина были, скорее, изящны и художественны, чем деловиты и решительны. Политическая же речь требует точных указаний, куда двигаться обществу и стране. Сегодня это уже история, но очевидно, что руль управления страной не удалось удержать ни Думе, ни Государю Императору Николаю II. Министр Столыпин говорил о том, что политик не может проявлять “произвол и самовластие”, что нельзя “бездействовать”, он требовал от своих подчиненных “осмотрительности, осторожности и справедливости”, но, к сожалению, Государственная Дума не смогла своей деятельностью (словом!) объединить народ так, как этого требовала политическая ситуация.

В начале ХХ века существовал кризис политической власти, причины которого можно объяснить последствиями риторических ошибок: идеология власти потеряла доверие народа, т.е. идеология монархии, традиционной русской государственности, веры в Бога была поставлена под сомнение, моду начали диктовать материалистические и социалистические идеи. Духовная связь между “лидерами” страны (Николаем II, основными представителями власти) и народом была потеряна. Выражаясь современной терминологией, отсутствовали доверительные связи с общественностью.

Как пришли к власти коммунисты в 17-м году? Несомненно мастерством и энергией словесной пропаганды. В речах, текстах политической агитации и пропаганды был предложен новый стиль мысли, речи, поступка и жизни в целом. Если вы знакомы с речью Ленина на трибуне Красной площади в 1919 году (хотя бы по кадрам кинохроники), то не сможете не почувствовать энергию ленинского воздействия, объясняющего “что такое Советская власть?” Разве не очевидный факт, что большевики победили идеологически и словесно (а потом уже оружием), что старый стиль мысли, речи и жизни уже не удовлетворял общество, а образ прежнего человека был поколеблен?..

Вступая в третье тысячелетие, нам необходимо честно осознать историю собственной страны в ХХ столетии. К сожалению, на волнах демократии было высказано множество антикультурных новаций, которые нивелировали объективные достижения российской духовной цивилизации. Ведь надо честно признать, что коммунистический стиль мысли и слова оказался настолько влиятельным в 20-30-е годы, что многие страны мира в ХХ веке пошли по пути построения социализма и коммунизма – и виною этому были вовсе не “русские штыки”. Правда, от словесного намерения построить общество всеобщего равенства и братства до воплощения в жизнь оказалась дистанция огромного размера.

Обратим внимание на то, что вмешались вновь риторические законы. Политическая речь в советское время, объединявшая людей в 20-е годы для совместной деятельности, вызывала в 70-80-е годы все большее недоверие у советских людей. Вновь “говорилось одно, а делалось другое…”: на политических семинарах (а они охватывали все предприятия, институты, школы, воинские части и детские сады) формировалась единая идеология – и надо сказать, что люди все чаще видели, как “слова” расходились с “делами”…

В чем состояло поновление стиля общественной жизни Горбачевым? Он начал по-другому говорить. Не по бумажке, не стандартно брежневским языком, не как Устинов, не как Черненко… В перестройку был предложен новый образ оратора как новый стиль думания и рассуждения. Стиль этот первое время пришелся ко двору - нашему и западному, правда, сам создатель стиля тут же от него отрекся, утверждая в интервью французскому телевидению, что у нас “один стиль – коммунистической партии” (октябрь 85-го года).

“Демократический” стиль речи тут же был подхвачен: все начальники заговорили без бумажки. Куда нас привел этот демократизм языка, стремление говорить как бы без подготовки, теперь очевидно: “трепа” и болтовни еще больше (скажем, особая тема – современный радиотреп), потому что дело не в том, говорите вы “по бумажке” или нет, а в здравых мыслях, выразительных словах, эстетике произношения (иной голос подобен “тележному скрыпу” – Ломоносов), но главное, честности суждений. Если же идеалом речевого поведения является только устное неподготовленное слово, то простите, дорогие радиомальчики и “без-бумажные” политики, устные сказанные речи обесцениваются сразу после их произнесения.

Каковы риторические новации Ельцина? Ранний Ельцин – несомненный стилевой новатор и умелый ритор (кстати, это слово давно перестало быть новым в научных исследованиях: ритор – человек, создающий умелые аргументированные высказывания). Быть ритором – значит действовать осмысленно и добиваться своей цели. Мы помним, как Ельцин “уперся”, показал себя упрямым, не сходящим со своей позиции человеком (а в риторике главное – занять верную позицию). Его противостояние Горбачеву насквозь речевое: вдруг взял да покинул зал партийного заседания (значимо отказался от речи), вдруг стал решительно несговорчивым человеком. Решительность и упрямство теннисиста-волейболиста, соединенные с мастерством политической интриги (теннисно-волейбольное перефутболивание типа “ты – меня, а я – тебя” чем-то очень напоминает противостояние в политике), принесли риторический успех.

Увы, Ельцин сошел с политической сцены неудачно и безвкусно. Вспоминается последняя президентская речь … - никто из спичрайтеров не подсказал (а, может, и сам упрямый президент не хотел слушать), что надо с достоинством говорить о стране, а не о себе… Но вновь на первое место вышли самолюбие, желание поставить себя в центр событий. Между тем, рейтинг больного президента уже приближался к отметке нулевой – Борису Николаевичу доверяли менее 0,5 процента россиян.

Как же оценить риторическую деятельность президента Ельцина? Для этого необходимо понять, какая идеология (а это всегда – слова, тексты) стоит за теми или иными действиями. В демократическом государстве всегда отлажены связи между лидерами страны и обществом, народом (то, что сейчас называется иностранным словом связи с общественностью, а на самом деле – классическая политическая риторика), иначе говоря, происходит внятное объяснение политики, а если необходимо, то и публичное обсуждение острых вопросов.

К сожалению, в риторической деятельности Ельцина было слишком много ошибок. Выступления редки, а значимость и влиятельность их становились все меньшими. Стиль выступлений делался все более низким и свободно вульгарным, все более в своей разговорной стихии смахивал на заигрывание с народом, чем на серьезный разговор с ним (хотя очевидно, что президентские пиарщики советовали говорить на сермяжном языке простыми словами и короткими предложениями). Эмоциональная решительность последних выступлений Б.Н.Ельцина вызывала уже ироническую реакцию слушателей. Многочисленные повторы, короткие предложения, писавшиеся спич-райтерами под речь президента, слишком явно говорили о том, что ему пора “уходить”.

Последнее новогоднее выступление Ельцина на посту президента накануне 2001 года окрашено извинительными чувствами с постоянно повторяющейся фразой: “Я ухожу…” Характерно, что никто из помощников-режиссеров этой речи не подсказал президенту, что ритуальная поздравительная речь так не строится… И то сказать: классическая риторика с советами Аристотеля и Ломоносова о том, что в поздравительной речи надо говорить о прекрасном, связывая прошлое с построением будущего, неизвестна русскому пиарщику, воспитанному на советах Дейла Карнеги.

Кстати, есть в демократическом государстве проблема. Которую я обозначаю перефразом известной пьесы: “вся президентская речь”. Наш российский читатель не имеет возможности в точности знакомиться с речами главных лиц государства. Петр Великий, кстати, требовал от своего окружения, “чтобы глупость каждого была видна”, наши же демократические газеты ограничиваются журналистскими вольными пересказами. После коммунистической традиции публиковать на первых страницах газет полные речи генсеков демократическая пресса не дает возможности познакомиться с целыми речами первых лиц государства. Не вследствие ли этого речи политиков обесценились? Кажется, что хотели они простого и доступного общения с народом, а результатом становится вульгарно-упрощенный стиль якобы простонародного разговора. Между тем, подчас достаточно было бы попросту точно опубликовать “всю президентскую речь”, а не интерпретировать ее и передергивать в журналистских, якобы независимых пересказах.

Даем возможность читателю прочувствовать новогоднюю речь Ельцина целиком. Советуем вчитаться в эту речь, оценив, какие слова и мысли употребляет первый уходящий президент России.

Речь Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 года

Дорогие друзья!

Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам как президент России.

Сегодня, в последний день уходящего века я ухожу в отставку.

Я много раз слышал: Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст – это враньё!..

Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть президентом и с которым почти каждый россиянин связывает свои надежды на будущее – почему я должен ему мешать? Зачем ждать еще полгода?

Нет, это не по мне. Сегодня в этот необычный, важный для меня день хочу сказать чуть больше своих личных слов.

Я хочу попросить у вас прощения. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторые надежды у тех людей, которые думали, что мы можем одним махом, одним рывком, одним знаком сможем перепрыгнуть в светлое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил…

Мы продвигались вперед через ошибки, неудачи. Многие люди в это сложное время испытали потрясения, но я хочу, чтобы вы знали - никогда [никода] этого не говорил - сегодня мне важно вам это сказать:

Боль каждого из вас отзывалась болью во мне, моем сердце… Я ухожу… Я сделал все, что мог…

Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше. Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года.

Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: Будьте счастливы! Вы заслужили счастье. Вы заслужили счастье и спокойствие.

С Новым годом! С новым веком, дорогие мои!

И вот Путин… Политики, социологи, журналисты, психологи гадают: в чем секрет популярности сегодняшнего президента (для сравнения скажем, что рейтинг доверия в октябре 2001 года приближается к отметке 75 процентов)? Выражаясь языком риторики, Путин избрал верный способ поведения, который реализовался в образе оратора, вызвающем доверие большинства населения России и продолжающем вызывать доверие у большинства зарубежных партнеров.

Автору этих строк не хотелось бы, чтобы у читателя создалось впечатление славословия и одобрения ныне действующему президенту, но факт остается фактом: Путин завоевал симпатии большинства российских избирателей, а рейтинг его неумолимо растет. Если же говорить об образе оратора Путина (заменим полюбившееся журналистам американское слово “имидж” классическим русским понятием “образ”), то ясно, что русский человек ценит не внешне красивую говорливость, а ответственность и знания в словах первого политика страны. Поэтому ценится не внешняя красота, голос, подбор слов, а внутренняя скромность, ум, предвидение, ответственность за судьбу страны, решительность (но не шапкозакидательство).

Характерны недоумения ряда журналистов: “у Путина нет яркого ораторского дарования”, - пишет немецкий журналист Александр Рар в книге “Владимир Путин: “Немец” в Кремле”. Но с тезисом об ораторских дарованиях надо вообще быть поосторожнее в русской аудитории. Русский человек не очень-то доверяет внешней красоте убедительных и смелых речей (таково достаточно скорое разочарование в американских проповедниках, влиявших только на наиболее податливую и необученную часть слушателей). Не в этом ли и конечная риторическая неудача Жириновского, который готов отвечать на любой вопрос, но послушает такого сверхговорливого, готового ловко выкрутиться из любой ситуации оратора – и в конце концов не проголосует за него… Путин, скорее скромен и ответственен в своих речах, диалогах, но и имеет определенную точку зрения, защищает интересы России – и народ начинает доверять. А доверие – основное, чего добивается любой политик-оратор.

Некоторые близкие люди называют его “молчуном”, но за этим молчанием, точнее будет сказать, немногословием стоит вполне сознательная позиция. Характерно, как на настойчивый вопрос лучшего друга Сергея Родругина “Ты кто? Что ты можешь?” Путин отвечает в терминах риторики – науки об общении:

  • Я – специалист по общению с людьми.

Характерно признание жены Людмилы Путиной, рисующее облик современного политика:

  • Мне вообще казалось, что у Володи пол-Питера знакомых. У нас всегда был полный дом народу. Особенно в выходные дни. Да и в будни. Всегда кто-нибудь заходил. В основном по его инициативе. Он любит общаться с людьми…

И сам Путин о себе:

  • Недостаток общения с людьми сильно подавляет меня эмоционально. Потому что у меня очень хорошие друзья…

Возможно, Россия впервые за долгие десятилетия получила президента – лидера страны, речи и стиль общения которого нравятся все большему количеству людей.

Вообще же надо иметь в виду, что всякий политик несет свой компонент стиля. Он выражается прежде всего в мыслях и словах. Чтобы дать читателю почувствовать этот новый стиль президентской речи, приводим неопубликованный текст президентского обращения в новогоднюю ночь 2001 года. Если вы прочитаете его внимательно, то увидите очень много “новых” слов, которые и о многом скажут – за всяким политиком стоит его стиль речи в словах, произношении, энергии, воле, настроении, которое предлагается обществу.

Речь президента Путина на Новый 2001 год

Дорогие друзья! Уважаемые граждане России! (Обратите внимание: не “Дорогие россияне!”)

В эти минуты мы не только сверяем наши часы, мы сверяем наши помыслы и чувства, сверяем наши ожидания. Наши ожидания с тем, что мы имеем в действительности.

Позади остается еще один год, год радостных и трагических событий, год трудных решений. И все-таки то, что совсем недавно казалось почти невозможным, становится фактом нашей жизни. В стране появились заметные элементы стабильности, а это многого стоит и для политики, и для экономики, и для каждого из нас. Мы собрались наконец вместе и собираем Россию, мы поняли, как дорого дается и как высоко ценится достоинство страны.

Мы с вами знаем, в эту праздничную ночь далеко не у всех богатый стол, не в каждом доме счастье и успех, и должны помнить об этом, не забывать о том, что у нас еще очень много, очень много работы, но выполнить ее под силу только всем вместе. И тогда обязательно придет время, когда мы будем спокойны и за наших стариков, и за наших детей.

Дорогие друзья! Я знаю, что все вы сейчас уже поглядываете на часы. Действительно, через несколько секунд мы одновременно вступим и в Новый год, и в новый век, и в новое тысячелетие. Такое бывает не часто и повторится лишь с нашими потомками, жизнь которых нам сегодня даже трудно представить. Именно им мы оставим в наследство и наши успехи, и наши ошибки.

Но в эти мгновения каждый из нас думает о своих любимых и близких. Хочу пожелать вам того, чего обычно желают родственникам и друзьям: здоровья, мира, благополучия и, конечно, удачи.

Счастья вам! С Новым годом!

Мы предлагаем проанализировать читателю опубликованную речь самостоятельно, перечитав ее и вдумавшись в слова – разве не пора нам поверить в то, что слово – не звук пустой, употребляемый не для пустого содрогания воздуха в ложных славословиях и искусственных красотах? Какого бы мнения ни был читатель о характере нашей политики и речах наших политиков, это – вопрос не только не праздный, но основной в организации государственной жизни.

Поэтому автор этих строк, будучи историческим оптимистом (сколько пессимизма и иронии в словах и делах осталось нам от последнего десятилетия нашей истории!), предлагает читателю конкретные положения. Можете с ними не согласиться, можете поспорить, но пора сломать стиль уныния и безверия в собственную страну и людей, которые призваны делать ее политику. Кстати, именно риторика как наука о речи призывает тех, кто ей учится, не быть введенными в обман и манипулирование ни политиками, ни кем-либо еще.

Политические деятели меняются, но законы политической речи достаточны стабильны. Поэтому надо иметь в виду:

  1. Политика есть общение с народом, служение народу. Всякий политик – оратор.
  2. Си
    ______________________________
    ермек, 19:14:20 16.03.2011
    благодарю, очень полезная информация!
    ______________________________
    Вероника, 20:42:26 23.03.2011
    Спасибо за легко понятную информации!
    ______________________________
    Крис, 01:37:48 16.04.2011
    Спасибо! Помогли быстро и эффективно подготовиться к зачёту!
    ______________________________
    Ирина, 21:50:20 19.09.2011
    Спасибо! Интересно и полезно!
    ______________________________
    ????, 09:19:36 30.05.2013
    ??????? ????? ?????????,???????? ????????, ???????? ????? ??????????????!


    Имя и фамилия:
    Электронный адрес:
       
    Комментарий:
     
       
 
"от избытка сердца говорят уста"
Мф. 12:34
Милосердие