Записаться на курсы
 


Беседа 1. О риторике и красноречии


Фонд Русская Берёза


В

ПРЕДМЕТ РИТОРИКИ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

В СОСТАВЕ РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ И ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку “пиар” решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что “связи с общественностью” имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Дефиниции риторики включают следующие идеи:

1) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая "выучка", практическая "ловкость" владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Эта дефиниция восходит к классическому определению риторики К.П.Зеленецким: “предмет риторики есть речь” [Зеленецкий 1851: 1];

2) Риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни. Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в “праздноговорение” Этим тезисам соответствуют как мысли Цицерона о связи красноречия с философией, так и положения классика русской риторики Н.Ф.Кошанского о том, что “грамматика занимается только словами, риторика мыслями” [Кошанский 1829: 3].

3) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Все перечисленные качества могут быть взяты под сомнение, т.к. всякая “красивая” или “убедительная” речь может быть обращена, что называется, “во зло”… Тем не менее, каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной “стеной” и “оградой”, а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованным речевым связям.

5) Риторика – учение о всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов. Задача филологической науки, нормализующей общественно-речевую практику, – описание и отбор текстов культуры, т.е. тех текстов, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества.

Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплин невозможно понять, не осознав истории речевых наук в России. В ХХ век Россия вступила с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась изящной словесностью, и этот образ научного предмета (русский язык и литература) сохранился до начала третьего тысячелетия. В этом наша филологическая традиция, однако уже давно ведущие филологи отмечали парадоксальную ситуацию: реально науки, которая занималась бы практической речью, нормализующей общественно-речевую практику, не было. Между тем, заполнить эту лакуну в филологическом образовании общества пытались в разное время с разным успехом разные речевые науки.

Так, начиная с 20-х годов ХХ столетия, получает развитие предмет культура речи. Интерес к вопросам речевого искусства в двадцатые годы был особенно велик – достаточно напомнить об Институте живого слова, открытом в 1918 году, сборниках “Русская речь”, многочисленных работах по ораторскому искусству (А.В.Миртов, Б.Казанский, В.Гофман и др.), где авторы стремились “учить говорить весь народ”. Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме – и добавлять в нее идеологическо-содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов.

Когда в современные вузовские программы был введен предмет культура речи, то авторы новых учебников естественно понимали предмет культуры речи в соответствии с традицией, в которой главным термином культуры речи считалась языковая норма. Большинство современных программ по преподаванию данной дисциплины, введенной ныне во все вузы России, ограничено нормативной тематикой. Между тем, для большинства педагогов и учащихся смысл предмета культура речи, конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного профессионала-речевика.

Чтобы осуществить переход к культуре речи как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Понятия риторика и культура сопоставляются неслучайно. Главная идея филологии – устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи коррелируется с грамматикой (“основание словесных наук” и общее учение о правильности речи), логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний, однако одной логики недостаточно для искусства убеждения), поэтикой (учение о художественной речи и “вымыслах”, но в отличие от поэтики риторика исследует реальную прозаическую речь).

До середины XIX века наукой, объединяющей филологические (словесные) дисциплины, была словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В середине XIX века после критики революционеров-демократов и рождения “новой Науки о Слове” из риторики выделяется стилистика как учение о средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет - культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе - аспект развитие речи.

Аализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века через развитие речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией. Каждая национальная филология предлагает свой набор речевых дисциплин. Так, диктующие стиль современного общения американские научные технологии предлагают теорию коммуникации (подчас с ложной, но привлекательной идеей развития в человеке “коммуникабельности”), предмет речь (speech) позволяет как учиться способам аргументирования и стилистического распространения речи, так и вырабатывать личный стиль с продвижением в жизни собственной “темы”. Сила американской филологии, а отсюда и особая влиятельность американизма как образа жизни и человеческого поведения, связана с риторикой как основой американской философии. Американский корабль при унитарности американской идеологии движется столкновениями риторических идей и позиций разных ораторов-писателей.

Обращенность к вопросам языкового образования позволила и японской нации занять главенствующие позиции в образе современного мира. Японская теория языкового существования ставила целью достижение эффективных коммуникаций в каждой сфере общественного бытия, и прежде всего в области деловых отношений – результатом такого речевого воспитания нации явилось изменение всего облика государства, интенсификация деятельности и подъем всех областей экономики.

Неудачи нашей перестройки во многом связаны с отсутствием в сознании нации идеи устройства мира через язык. Революционные изменения в обществе невозможно начинать, не определив значения слов как главных понятий, в которые общество должно поверить.

Служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, риторика является сегодня “общей” наукой для всех интеллектуальных профессий. Идея “общности” риторики и логики для всех областей деятельности высказана еще в античности, в средневековье риторика определяется как “царица наук и художеств”, поэтому и в настоящее время много говорится о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были “речевыми” и воспитание специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора, поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, священника, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Цель преподавания риторики и культуры речи – научить анализировать и создавать все виды современной словесности.

Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.

Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя – в скрытых помыслах и страстях, в той словесной ауре, которая предлагается обществом через образцы речекультурной деятельности в СМИ, системе образования, семье и других социальных институтах. Современный человек распоясан свободой слова. Модные телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия, спрашивая авторитетных филологов: “не все ли равно, как сказать?..” Последние спорят о том, “равны” ли все слова, мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты. В новой демократической культуре оказались снятыми запреты, в том числе на отбор средств выражения. В результате запретов, многообразия слов и ситуаций, которые могут быть обслужены различными словами, человек расцветает, потому что работает над культивацией в себе человеческого начала.

Новые речевые технологии создают почву для стилевых поновлений. Типы общения в интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, но, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Что касается оценок этой “текущей деятельности” (фильмов, песен, книг), пока не вошедшей в культуру, то они должны быть организованы с опорой на культурную традицию, понятия вкуса, элементарной этики и нравственности. Дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.

Ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков. Человек должен нести ответственность за произносимые слова. Именно этот особый раздел риторической науки – риторическая этика – нуждается в том, чтобы быть распространенным среди школьников и студентов. Новое поколение всегда желало жить по-новому – решение этих культурных противоречий возможно, если “новое поколение” основывает свои новации на знаннии культуры, а “консервативные” е носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело учителей - быть в состоянии направить вкусы молодежи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни, - все это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сегодня сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Риторика сопоставляется со множеством не-речевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением. Психология всегда соединялась с риторикой: еще Платон требовал от риторики знания “видов человеческих душ”, а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия. Рассматривая множество сегодняшних книг по этике бизнеса, культуре делового общения, видим, что их содержание и практические советы прямо берутся из современных риторических или стилистических идей, потому что обычно касаются правил ведения делового диалога, переговоров, построения речи в тех или иных ситуациях делового общения [Кузин 2000].

В качестве примера перспективных для учебного процесса методологических идей укажем на освоение первого раздела риторического канона – изобретения мыслей на основе топосов как способов аргументирования, создания и развития содержания речи. Топика позволяет понять, что процесс создания замысла речи не стихиен, а управляется определенными возможными приемами, которые современная риторики определяет как “смысловые модели” порождения высказывания. Классический состав топосов (определение, род и вид, целое и части, свойства, причина и следствие, сравнение, пример, свидетельство и др.) позволяет учащемуся представить возможные мыслительные ходы создателя речи.

Другое толкование общих мест (топосов) как ценностных категорий, на основе которых происходит согласие с аудиторией и ее убеждение. Систематизация топосов показывает картину сегодняшних моральных и социальных ценностей, общую систему понятийных категорий, знание которых позволяет развертывать доказательство.

Русская риторика получила в последнее десятилетие фундаментальное и разветвленное развитие, которое до сих пор не было предметом научного обобщения. Попытаемся сделать это хотя бы вкратце.

В 1997 году была образована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, ежегодно проводящая международные конференции в одном из ведущих вузов страны. В настоящее время в Ассоциацию входят более 400 членов.

За истекшие годы можно говорить, по крайней мере, о следующих риторических школах, существующих в России (думетмся о школе можно говорить тогда, когда вполне оформилось научное направление данной школы как группы ученых и преподавателей, зафиксированное в определенной научной концепции и системе преподавания):

    1. школа Московского университета, созданная на кафедре общего и сравнительно-исторического образования акад. РАО Ю.В.Рождественским (1926-1999), продолженная трудами проф. А.А.Волкова – см. библиографию в работе Ю.В.Рождественского “Теория риторики”;
    2. педагогическая школа МПГУ (Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А. и др.) – см. прежде всего учебный комплекс для школ “Риторика” (1-10 классы);
    3. Пермская школа риторики, образованная на базе ЗУУНЦ (Западно-Уральского учебно-научного центра) под руководством С.А.Минеевой. Центр выпустил множество книг и учебных пособий, программ по риторике. Ежегодно проводятся летние курсы по подготовке преподавателей риторики (проведены уже 26 школ).
    4. Красноярская школа риторики и стилистики под руководством проф. А.П.Сковородникова (см. стилистические труды основателя школы и его многочисленных учеников);
    5. Саратовская школа стилистики, риторики и культуры речи под руководством проф. О.Б.Сиротининой (работы по русской разговорной речи, исследования “хорошей речи” и мн.др);
    6. Воронежская школа под руководством проф. И.А.Стернина и его многочисленных учеников (см. последнюю дополненную книгу “Практическая риторика”);
    7. Екатеринбургская школа стилистики, риторики и культуры речи (Купина Н.А., Матвеева Т.В., Маров В.Н. и др.).

Этот перечень далеко не полон, поскольку русская научная риторика была бы неполной, если бы не были упомянуты последние труды проф. О.И.Марченко (Санкт-Петербург), проф. Л.Г.Антоновой (Ярославль), проф. Ворожбитовой (Сочи), проф. А.А.Мурашова (Москва), Хазагерова (Ростов-на-Дону) и мн. др. Защищено множество докторских диссертаций по риторике, однако до сих пор в номенклатуре специальностей ВАКа не находится места риторике, поэтому “риторы” становтся то докторами философских”, то педагогических, то (что справедливо) филологических наук (см. диссертации Л.Г.Туминой, Ч.Б.Далецкого, О.И.Марченко,

Нельзя не сказать о популяризации риторики, поскольку очень многие профессионалы и разные слои населения чувствуют необходимость в риторической учебе. Поэтому возникают различные курсы, а различные тренинги так или иначе затрагивают вопросы практического владения публичной речью и искусством диалога. Появился ряд популярных книг – см., например, учебники “Риторика” и “В погоне за Цицероном” Д.Н.Александрова; “Цицероном может стать каждый” И.А.Мальхамовой. Такие книги нельзя не приветствовать, несмотря на ряд очевидных неточностей и популяризаторских упрощений.

Перспективы развития русских учений о речи очевидны. Реализоваться они могут только в случае нашей осведомленности и объективного знакомства с классическим наследством русской филологии и интенсивного труда на современной ниве отечественного общественно-речевого образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002.
  2. Кошанский Н. Ф. Общая риторика. М., 1829.
  3. Теория словесности. Курс гимназический. Риторика (издание анонимное, авторы: К.П.Зеленецкий, Н.Ф.Кошанский. Составитель-редактор И.И.Давыдов. - Спб., 1851. - 163 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура, как известно, рассматривает “правила и прецеденты деятельности” (Рождественский 2002: 58). Однако правила речевой деятельности не ограничиваются рассмотрением нормы и вариантов литературной речи. Учение о норме речи – лишь малая и далеко не главная область, касающаяся речевых коммуникаций. Если же говорить о прецедентах деятельности в речи, то ими является текст. Для педагогики прежде всего существенен вопрос о том, какие тексты будут взяты в качестве культурообразующих, какие примеры будут отобраны для преподавания в виде ориентирующих образцов.

Сегодняшний предмет культура речи должен быть понят как “культура” и как “речь”. Поэтому на проблемы культуры речи вполне распространяются принципы культуроведения, в частности: фактом культуры является “не любой факт, а факт, представляющий либо правило, либо прецедент” [Рождественский 1999: 13]. Филологическая культура представляет собой как раз деятельность по такому отбору фактов, которые либо рекомендуются к включению в преподавание (ср. тексты, отбираемые в процессе обучения каждым создателем программ), либо включаются в пользование обществом (какие книги рекомендуются к прочтению и популяризируются через СМИ, какая музыка, живопись, рекомендуются к пользованию, какие факты рекомендуют к отбору и обсуждению сами СМИ и т.д.).

Культура общества и личности основываются на традиции, знании прошлого. В то же время культура – это творческий процесс, устремленный в будущее и предполагающий создание нового. Созидание нового общества с новым стилеобразующим мышлением и стилем речи связано с риторическим изобретением. Изобретение в риторике предполагает способность к новым, неожиданным решениям, оригинальным мыслям и словам, позволяющим качественно и эффективно менять содержание и стиль деятельности. Но изобретение качественно только тогда, когда оно входит в определенную культурную традицию и проверено критериями вкуса и стиля.

Так, новая культура СМИ страдает желанием новообразований вне связи с культурой как достижениями прошлого. Скажем, в большинстве так называемых молодежных радиостанций предлагается новый стиль речи – демократически опрощенный, соответствующий, по мысли создателей (теле и радиоведущих, журналистов и всех, кто помогает создавать эту коллективную речь) новому стилю жизни и - без сомнения - новой идеологии. Эта идеология (теперь уже всем понятно, что разговоры об отсутствии идеологии – либо риторический прием, либо недомыслие) фактографична, часто бывает вне идеалов (в том числе риторических), вне связи с культурой, но зримо утверждает определенный взгляд на мир. Идеология же без идеалов, осуществляемая подчас в речи СМИ, самоубийственна, поскольку сеет смертные грехи и греховные помыслы, предлагая “образцы” безблагодатных страстей и пороков. Создатели такой речи сами невольно становятся жертвами своего “красноречия”, ибо подлинное красноречие состоит, как об этом писал учитель Пушкина Н.Ф.Кошанский, не в том, чтобы говорить без умолку (ср. образ неумолкающего радиоведущего), а в том, чтобы “красноречие ума” соединять с “желанием добра и общего блага” [цит. по: Аннушкин: 310-311 ].

Современное речевое воспитание в школе и вузе часто не имеет риторико-философских основ. Мы учим формальным правилам языка, не умея показать, что через слово организуется вся человеческая жизнь. Внешнего успеха в ХХ веке достигли те нации, жизнь которых благоустроена через культурообразующее слово, говоря по-современному, эффективные коммуникативные технологии (таковы Япония, Франция, США). Наше отношение к слову особенное: лучше красно жить, чем красно говорить. Поэтому в русском словесном общении так ценится умение молчать – “безмолвие”, но не “бессловесие”! Сказано: “более молчи, нежели говори”, однако пока мы не научимся украшать и удобрять свою жизнь прекрасным и благим словом, хорошей жизни не будет.

Ответственность за произносимые слова предполагает правильное именование, которое не только толкует назначение и применение всех вещей, но и определяет их понимание, играет первенствующую роль в процессе воспитания людей и управления общественными процессами. Здесь сосредоточен этический центр философии языка (Ю.В.Рождественский). Так, в деловой этике или риторике мы не находим русских слов с точным толкованием для правильного именования понятий “дело”, “деловой человек”, избирая иностранные, ныне престижные слова “бизнес”, “бизнесмен”. Пока в России не научатся и не осмелятся вместо “имидж” говорить “образ”, вместо “бизнес” – “дело”, “предпринимательство”, вместо “менеджмент” – “управление”, придав этим словам их исконный положительный смысл и поверив в их будущность, невозможно говорить о благополучии в существовании.

Таким образом, перспективы преподавания культуры речи и риторики наводят на мысль о том, что этим дисциплинам должен быть придан или возвращен их точный, в некотором смысле “буквальный” смысл, который обогащен классическим богатством идей, которые вобрали в себя словесные науки и культура в ее разных проявлениях. В зависимости от этого философско-этического толкования языка будет выстраиваться и методика преподавания данных дисциплин. Методика же предполагает множество уже имеющихся в арсенале риторики форм практического преподавания, которыми обогащается современный опыт. Но он принципиально не нов, поскольку и произнесение речей, и анализ образцов – все это классические приемы преподавания, которые обретают каждый раз новые конкретные и занимательные формы.

 




Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   
 
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
1 Коринфянам 13:1
Милосердие