Записаться на курсы
 


Беседа 3. Как обучаться риторике


Фонд Русская Берёза


ФГБОУ ВПО Государственный институт русского языка

им. А.С.Пушкина

Российская ассоциация исследователей, преподавателей

и учителей риторики

 

 

 

 

 

 


СОВРЕМЕННАЯ РИТОРИКА
В ОБЩЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ


 

 

 

 

Программа
ХVII Международной
научно-практической конференции

 

 

 

30 января – 1 февраля 2013 года

 

 

 

 

 

 

Москва

 

2013

Общий план работы конференции

«СОВРЕМЕННАЯ РИТОРИКА В ОБЩЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

30 января 2013 года, среда

11.00 - 13.00 – Открытие конференции. Пленарное заседание.

13.00-13.40 – обед.

13.40-15.00 – Продолжение пленарного заседания. Актовый зал.

15.00-15.15 – Кофе-пауза.

15.15 – 17.00 – Круглый стол «Речевая практика и обучение риторике: сводки с мест риторических событий». Зал Учёного совета.

17.00-20.00 – банкет.

31 января 2013 года, четверг

10.00 – 11.20– Секционные заседания. 4 этаж.

11.20 - 11.40 – Кофе-пауза.

11.40 - 13.00 - Секционные заседания. 4 этаж.

13.00 – 14.00 – обед.

14.00 – 15.20 – Пленарное заседание. Актовый зал.

15.20-15.40 – Кофе-пауза.

15.40 – 16.30 – Презентация новой литературы по риторике:

Словарь «Эффективная речь. Красноярск, 2013; Н.Ф.Кошанский. Риторика. М., 2013 и мн. др. Ауд. № 2.

16.30 - 17.00 – «О преимуществах российского слова. Лекция Н.Ф.Кошанского 19 октября 1811 года». Будущий студенческо-издательский проект. Ауд. № 2.

16.30- 17.30 Заключительное заседание. Принятие решения.

Культурная программа

17.30-19.00 – Поэто-музыкально-риторический вечер «Поговори со мной ещё немного…». Кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации. Ком. 21а.

1 февраля 2013 года, пятница

12.00-14.00 – Экскурсия по Замоскворечью.

30 января, среда

10.00-11.00 - Регистрация участников конференции.

Пленарное заседание

Председатели: Ипполитова Н.А., Аннушкин В.И.

11.00 - Открытие конференции. Актовый зал. 3 этаж

Приветственное слово ректора Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина проф., д.ф.н., д.п.н. Юрия Евгеньевича Прохорова.

Вступительное слово председателя Оргкомитета конференции проф., д.ф.н. Владимира Ивановича Аннушкина. Об организации конференции.

11.20-13.00

Ипполитова Наталья Александровна Москва, д.п.н., проф. МПГУ

О задачах риторического образования на современном этапе

Стернин Иосиф Абрамович Воронеж; д.ф.н., проф. Воронежского государственного университета

Обыденное языковое сознание и культура речи

Михальская Анна Константиновна Москва, д.ф.н., проф. Литературного института им. А.М. Горького

Риторический логос как структурообразующий принцип русского филологического наследия

Волков Александр Александрович Москва, д.ф.н., проф. МГУ им. М.В.Ломоносова

О месте риторики в системе наук о языке

Григорьева Татьяна Михайловна Красноярск; д.ф.н., проф. Сибирского федерального государственного университета

Русское иноязычие как коммуникативная нецелесообразность

13.00-13.40 – Обед

13.40-15.00

Марченко Ольга Игоревна Санкт-Петербург, д.ф.н., проф. Санкт-Петербугского государственного университета

Страх публичного выступления: симптомы и способы преодоления

Антонова Любовь Геннадьевна Ярославль; д.п.н., проф., Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова

Риторический идеал в условиях современной медиасреды

Анненкова Ирина Васильевна Москва, д.ф.н., доц. МГУ им. М.В.Ломоносова

Медиариторика и её практическое применение

Бугаёва Ирина Владимировна Москва; д.ф.н., проф. Российского Государственного аграрного университета МСХА им. К.А.Тимирязева

От человека духовного к человеку говорящему

Аннушкин Владимир Иванович Москва; д.ф.н., проф. Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина

Современная общественно-речевая практика в свете проблем риторики (на материале русского политического красноречия в 2012 году)

15.00-15.15 – Кофе-пауза.

15.15 – 17.00 – Круглый стол «Речевая практика и обучение риторике: сводки с мест риторических событий».

Зал Учёного совета.

Круглый стол организуется как дискуссионный клуб с сообщениями (до 10 минут) о практическом распространении риторических знаний и опыте преподавания риторики и культуры речи в вузах, школах и на курсах. Запись на выступления в оргкомитете (у проф. В.И.Аннушкина)

 

17.00-20.00 – банкет.

 

 

 

31 января, четверг

СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ. 10.00-13.00

 

Доклады и выступления – 15-20 минут.

 

Кофе-пауза: 11.20-11.40

 

СЕКЦИЯ 1. Современная риторическая практика с позиций эффективности речи. Ауд. 401.

 

 

Председатели: Стернин И.А., Махновская Н.И.

 

Дьякова Лариса Николаевна (Воронеж; к.ф.н. Воронежского государственного университета) Просветительский проект «Территория слова» в Воронеже: 10 лет работы в прямом эфире

Тимошина Татьяна Витальевна (Воронеж; к.ф.н., доц. Воронежского педагогического университета) Конкурс «Самый грамотный» в Воронеже: опыт проведения, динамика ошибок

Розенфельд Марьяна Яковлевна (Воронеж; к.ф.н., ст. преподаватель Воронежского государственного университета) Воронежская телефонная «Служба русского языка»: опыт десяти лет работы

Махновская Наталия Ивановна (Москва; д.п.н., проф. РАМ им. Гнесиных) Роль контекста в процессе аргументирования

Жданова Анастасия Юрьевна (Воронеж; аспирант Воронежского государственного университета) Эффективность частного рекламного объявления

Глушкова Мария Станиславовна (Санкт-Петербург; аспирант Национального минерально-сырьевого университета «Горный») [maria_glushkova@inbox.ru] Роль и функции модератора в собственно научном, научно-деловом, учебном и телевизионном дискурсах

Дружинина Варвара Валентиновна (Сочи; к.ф.н., доц. Сочинского института РУДН) Риторика в индивидуальном стиле учёного: к проблеме изучения

Зверева Марианна Ивановна (Шила; магистрант Сибирского федерального университета) Информационные войны с позиции лингвистики: постановка проблемы

 

 

Козельская Наталья Алексеевна (Воронеж; к.ф.н., доц. Воронежского государственного университета) Состояние грамотности и культуры речи молодёжи г. Воронежа (по данным тестирования и анкетирования)

Ланских Анна Владимировна (Екатеринбург; к.ф.н., доц. Уральского федерального университета) Методика анализа речевого поведения в терминах коммуникативных стратегий и тактик

Рыков Владимир Васильевич (Москва; к.ф.н., доц. Московского физико-технического института) Риторическое исчисление как когнитивная технология в информационных системах и теория эффективной деятельности

Козлова Елена Анатольевна (Тольятти; аспирант Волжского университета им. В.Н. Татищева) Экзогенные и эндогенные типы в жанре «письмо редактору» (на материале британской периодики)

Архипова Екатерина Сергеевна (Красноярск; аспирант Сибирского федерального университета) Фразеологические новации в Рунете (на материале записей в блогах и комментариев к ним)

Аксенова Анастасия Владимировна (Волгоград; аспирант Волгоградского государственного университета) Имиджевая реклама как риторический жанр

 

 

СЕКЦИЯ 2. Профессиональная риторика и культура делового общения для специалистов. Ауд. 403.

 

Председатели: Камышёва С.Ю.,. Зиновьева А.Ф.

 

Аблин Максим Владимирович (Уфа; аспирант Башкирского государственного университета), Яковлева Евгения Андреевна (Уфа; д.ф.н, проф. Башкирского государственного университета) «Общие места» как инструмент исследования в юрислингвистике

Камышёва Светлана Юрьевна (Москва; к.ф.н., докторант Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) Спецкурс «Культура парламентской речи и деловая риторика» для федеральных государственных служащих: инновационные образовательные технологии интерактивного характера

Селезнёва Галина Яковлевна (Воронеж; к.ф.н., доц. Воронежского государственного университета) Тренинг делового общения для чиновников

Мехта Анджу (Индия, Дели; аспирант Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) Риторико-стилистические особенности торжественных политических речей (на материале выступлений президентов РФ и Индии)

Зиновьева Августина Федоровна (Москва; к.ф.н., проф. Государственного университета управления) Черкашина Татьяна Тихоновна (Москва; д.п.н., доц. Государственного университета управления) [tatianacherkashina@yandex.ru] Коммуникативная эффективность управленческой риторики

Шилов Сергей Евгеньевич (Москва; советник фонда «Президентский центр Б. Ельцина») Математика как риторический опыт дефинирующего разума

Зюкина Зульфира Салиховна (Москва; к.п.н., доц. РУДН) Профессиональная компетенция юриста

Мануйлова Инесса Владимировна (Москва; к.ф.н., доц. Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) Речевой этикет в деловом общении

Львова Анна Сергеевна (Москва; к.н.п., доц. Московского городского педагогического университета) Диалогические жанры деловой коммуникации педагога

Рудакова Александра Владимировна (Воронеж; к.ф.н., доц. Воронежского государственного университета) Формирование навыков делового общения в языковом сознании носителя языка

Колесникова Ольга Ивановна (Киров; д.ф.н., доц. Вятского государственного гуманитарного университета) Убеждение адресата в дискурсе рекламы книги

Паудяль Надежда Юрьевна (Москва; к.ф.н., доц. Государственного университета управления), Филиндаш Лариса Васильевна (Москва; к.ф.н., доц. Государственного университета управления) Профессиональная речь экскурсовода: новации в контексте музейной коммуникации

Головинова Виктория Вадимовна (Воронеж; преподаватель Воронежского государственного университета) Функции физико-математических терминов в публичных выступлениях

Степушина Ольга Васильевна (Санкт-Петербург; аспирант Национального минерально-сырьевого университета «Горный») Риторика рекламы как средство расширения семантики термина (на примере лексемы кредит)

Морозова Анна Валерьевна (Москва; ст. преп. Государственного университета управления) [anna25807@mail.ru], Тартынских Вера Васильевна (Москва; к.ф.н., доц. Государственного университета управления) Формирование коммуникативных компетенций бакалавров в процессе обучения риторике и культуре речи.

СЕКЦИЯ 3. Риторика и культура речи: практика – теория – преподавание. Ауд. 405.

 

 

Председатели: Курцева З.И., Ассуирова Л.В.

 

Абрашина Екатерина Николаевна (Москва; к.п.н., доц. Московского городского педагогического университета) Обучение написанию речи-рассуждения с опорой на хрию

Журбина Галина Петровна (Таганрог; к.ф.н., доц. Таганрогского государственного педагогического университета) Лингвориторический подход к изучению орфоэпии в вузовском курсе «Русский язык и культура речи» (по направлению подготовки бакалавров)

Зиновьева Татьяна Ивановна (Москва; к.п.н., доц. Московского городского педагогического университета) Покатилова Наталья Бернардовна (Москва; аспирант Московского городского педагогического университета) Деятельность педагога по совершенствованию произносительной культуры учащихся в условиях воздействия средств массовой информации

Курцева Зоя Ивановна (Москва; д.п.н., доц МПГУ) Культурная травма: взгляд изнутри

Ассуирова Лариса Владимировна (Лыткарино; д.п.н., доц. Московского городского педагогического университета) Тематический репертуар современной публицистики

Акулова Наталья Николаевна (Красноярск; аспирант Сибирского федерального университета) Противоречивые высказывания в позиции газетного заголовка

Саломатина Мария Сергеевна (Воронеж; к.ф.н., доц. Воронежского государственного университета) Курсы практической риторики для жителей Воронежской области

Акованцева Надежда Валерьевна (Воронеж; к.ф.н., доц., Воронежского государственного университета) [nadin@phil.vsu.ru] Тестирование в процессе обучения студентов-нефилологов русскому языку и культуре речи

Бертякова Анна Николаевна (Москва; к.ф.н., доц. Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) [anna_lazzo@list.ru] Культурно-речевые варианты предлога между

Силаев Павел Витальевич (Смоленск; к.ф.н., доц. Смоленского государственного университета) Анализ понятия «убеждение» при обучении риторической аргументации

Колесникова Евгения Сергеевна (Санкт-Петербург; аспирант Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств) Язык как средство передачи культурных ценностей

Осетрова Елена Валерьевна (Красноярск; д.ф.н., доц. Сибирского федерального университета) Курс «Языковой имидж» как речеведческая дисциплина

Ерохина Елена Ленвладовна (Москва; к.п.н., доц. МПГУ) Выражение когнитивной эмоции удивление в тексте научного доклада учащегося

Саенко Николай Михайлович (Золотарёво; к.п.н., доц. Таганрогского государственного педагогического института) К вопросу о разработке тестовых заданий (ТЗ) в системе теста

 

 

 

 

СЕКЦИЯ 4. Преподавание риторики и культуры речи в вузе: практические вопросы. Ауд. 407.

 

Председатели: Сицына-Кудрявцева А.Н., Егоренкова Н.А.

 

Нефёдова Юлия Викторовна (Москва; к.п.н., доц. Московской педагогической академии) О проблеме содержательного компонента культуры речи

Буваева Баира Валерьевна (Москва; аспирант МПГУ) Кейс-метод в практике обучения убеждающей речи

Ваджибов Малик Джамалутдинович (Махачкала; к.ф.н., доц. Дагестанского государственного университета) «Дневник ритора» для дагестанской студенческой аудитории (из опыта работы в Дагестанском государственном университете)

Ковалёв Валерий Иванович (Украина, Луганск; к.п.н., доц. Луганского национального университета им. Тараса Шевченко) Дневник речевых наблюдений как средство формирования коммуникативной компетентности

Волкова Мария Игоревна (Украина, Симферополь; магистрант Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина Физиоречевые упражнения для студентов-филологов как способ преодоления гиподинамии

Пряхин Михаил Николаевич (Москва; к.ф.н., доц. РУДН) Путь к автоматизации оценки студенческих рефератов (основы методики количественной оценки рефератов)

Горбунова Мария Владимировна (к.п.н., ст. преподаватель Московского педагогического государственного университета) Работа с тезаурусом речеведческих дисциплин на занятиях по риторике

Егоренкова Наталья Андреевна (Санкт-Петербург; к.ф.н., доц. Национального минерально-сырьевого университета «Горный») Учебный реферат на занятиях по культуре русской речи

Иванова Галина Александровна (Санкт-Петербург; к.п.н., доц. Российской правовой академии Минюста) Метакогнитивные технологии в преподавании риторики в гуманитарном вузе на основе коммуникативно-гуманитарного подхода

Липатова Вера Юльевна (Москва; д.п.н., доц. МПГУ) Диспозиция как этап риторического канона: методы и приёмы изучения

Низкодуб Юлия Николаевна (Украина, Луганск; аспирант Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) Риторические аспекты специализированных текстов РКИ

 

 

 

 

СЕКЦИЯ 5. Риторика и культура общения в школе. Подготовка учителя-ритора Ауд. 404.

 

Председатели: О.В. Филиппова, Е.С.Симакова

 

Александрова Галина Владимировна (Москва; доц. МПГУ) Учит ли школа говорить?

Филиппова Ольга Викторовна (Саранск; д.п.н., проф. Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва), Яшкова Ирина Егоровна (Саранск; магистрант Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва) Тактика поддержки в структуре коммуникативной личности учителя

Архарова Диана Ивановна (Екатеринбург; к.ф.н., доц. Института развития образования Свердловской области) Возможности использования риторических знаний и умений при работе с текстом в школе

Симакова Елена Святославовна (Рязань; к.п.н., доц. Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина) Риторические основы текстовоспринимающей деятельности школьников (на примере восприятия художественного текста)

Трутнева Ирина Валерьевна (Москва; к. псих. н., доц., НОУ «Современный институт управления», учитель-логопед НОУ «Ломоносовская школа») Реализация речевого ресурса школьника в процессе обучения

Атланова Елена Олеговна (Воронеж; к.ф.н., доц. Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования) [atlena@yandex.ru], Мудрова Людмила Дмитриевна (Воронеж; учитель средней школы № 36) Организация и проведение конкурса «Кольцо дебатов – 2012»

Шмидт Елена Владимировна (Москва; аспирант Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) Полезное и прекрасное: к вопросу о текстовом наполнении учебной литературы

Ладыженская Таиса Мироновна (Москва; научный сотрудник РАО) Некоторые вопросы создания информационно-образовательной среды для обучения общению при применении интернет-технологий

Якимец София Зеновьевна (Москва; аспирант МПГУ) Аргументативные умения будущих учителей-словесников

Хаймович Людмила Вениаминовна (Лыткарино; к.п.н., доц. Московского городского педагогического университета) Речевые жанры педагогического воздействия

Романова Ирина Владиславовна (Новочебоксарск; к.п.н., доц. Чувашского республиканского университета образования) Коммуникативно-речевой аспект педагогической деятельности на ступени дошкольного образования

Сальникова Ольга Александровна (Красногорск; к.п.н., доц. МПГУ) Риторика в системе повышения квалификации учителя

 

 

секция 6. История русской риторики и стилистика художественной речи Ауд. 408

 

Председатели: Бондарева О.Н., Курилова А.Д.

 

Бондарева Ольга Николаевна (Санкт-Петербург; преподаватель Национального минерально-сырьевого университета «Горный») И.С. Рижский и митрополит Платон (Левшин)

Салиева Людмила Казимовна (Москва; к.ф.н, доц. МГУ им. М.В. Ломоносова) Повествование как главная композиционно-речевая форма современного дискурса

Курилова Анна Дмитриевна (Астрахань, к.ф.н., проф. Астраханского государственного университета) Латинская рукописная риторика XVIII века из Славяно-греко-латинской академии о совещательном красноречии

Якушина Лариса Соломоновна (Москва; к.п.н., проф. МПГУ)
Интерпретация художественного текста как риторическая проблема. Программа и концепция курса по выбору для студентов-филологов

Колесникова Людмила Николаевна (Орёл; к.ф.н., доц. Орловского государственного университета) Изучение наследия Т.Н. Грановского и других образцов академического красноречия как средство формирования риторической личности будущего преподавателя вуза

Ерусланов Роман Яковлевич (Москва; ведущий редактор Информационно-учебного центра Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) Аббревиация в «Реториках» Н.Ф. Кошанского и их современной публикации

Наенко Галина Михайловна (Украина, Киев; к.ф.н., доц. Института филологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко) Риторическая практика Иоанникия Галятовского и становление научно-популярного дискурса второй половины XVII века

Щербакова Елена Анатольевна (Украина, Киев; к.ф.н., доц. Высших Свято-Владимирских православных богословских курсов) «Дивен Бог во святых своих!..»: к почитанию святых угодников Божиих как духовных покровителей православного учительства (в помощь обучающим и обучающимся риторике)

Королькова Элина Александровна (Красноярск; аспирант Сибирского федерального университета О понятии этико-речевой компетенции в контексте истории русской риторики XVI–XIX вв.

Мамонтова Марина Геннадиевна (Москва; ст. преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ) Учение о тропах в руководстве Софрония Лихуда «О силе риторичестей» 1698 года

Белозор Анастасия Сергеевна (Красноярск; сотрудник Сибирского федерального университета) Приём буквализации метафоры в русскоязычной фантастической литературе

Гаврилова Екатерина Сергеевна (Орел; к.ф.н., доц. доц. Орловского государственного аграрного университета) Риторическая / стилистическая фигура: к проблеме определения терминов

 

13.00-14.00 – Обед.

 

 

14.00-15.20 – Пленарное заседание. Актовый зал 3 этаж.

 

Савова Марина Робертовна Москва; к.п.н., доц. МПГУ

Из опыта разработки программы риторического тренинга для будущих преподавателей высшей школы

Щукина Дарья Алексеевна Санкт-Петербург; к.ф.н., доц. Национального минерально-сырьевого университета «Горный»

Риторика научно-популярного текста, или возвращаясь к «Литературной матрице»

Копнина Галина Анатольевна Красноярск; д.ф.н., доц. Сибирского федерального университета

Роль риторики и ТРИЗ в формировании речевой креативности

Сицына-Кудрявцева Алевтина Николаевна (Москва; к.ф.н., доц. Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ») Создание мотивации к изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» у студентов технических специальностей

 

Кофе-пауза: 15.20-15.40

15.40 – 16.30 – Презентация новой литературы по риторике: Словарь «Эффективная речь. Красноярск, 2013; Н.Ф.Кошанский. Риторика. М., 2013 и др. Ауд. № 2.

Планируется представление Словаря «Эффективная речь», подготовленного для студенческой аудитории (объём каждой статьи не более 1,5 стр.); издания классика отечественной риторики, проф. Царскосельского лицея Н.Ф.Кошанского с анализом принципов публикации подобных текстов, а также других новых книг, привезённых на конференцию.

16.30 – 17.00 – «О преимуществах российского слова. Лекция Н.Ф.Кошанского 19 октября 1811 года». Будущий студенческо-издательский проект. Ауд. № 2.

Будет представлен опыт проведения практического семинара и подготовки издания неопубликованной лекции Н.Ф.Кошанского в день открытия Царскосельского лицея 19 октября 1811 года. Видеопрезентация текста.

16.30- 17.30 Заключительное заседание. Принятие решения.

 

 

 

 

Культурная программа

 

17.30-19.00 – Поэто-риторо-музыкальный вечер «Поговори со мной ещё немного…». Кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации. Ком. 21а.

 

 

1 февраля 2013 года

 

12.00-14.00 – Экскурсия «Замоскворечье – душа Москвы». Встреча у м. Третьяковская напротив «Макдоналдса».

 




Имя и фамилия:
Электронный адрес:
   
Комментарий:
 
   
 
"от избытка сердца говорят уста"
Мф. 12:34
Милосердие